Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. По сложившейся традиции Международная организация потребителей каждый год определяет тематику Дня, чтобы привлечь внимание общественности к той или иной наиболее актуальной проблеме.

В этом году организация предложила общественности сосредоточиться на правах потребителей в сегменте цифровых финансовых услуг, поэтому Всемирный день защиты прав потребителей 15 марта 2022 года решено провести под Девизом «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Цифровые финансовые услуги и финансовые технологии привели к значительным изменениям во всем мире. По данным Juniper Research ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек.

Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.

Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам.

Так банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы – устройства самообслуживания, средства платежей делают возможным оплату товаров и услуг без участия продавца, либо обналичивание денежных средств без участия банковского кассира. Мобильный банк, интернет-банк – программные продукты, позволяют пользователю дистанционно контролировать состояние своего банковского и карточного счета, а также совершать платежи, переводы и покупки, не выходя из дома, при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона. Электронные деньги – цифровые средства платежа. Для их использования нужен электронный кошелек – своеобразный аналог банковского счета. При помощи электронных денег пользователь может оплачивать интернет-покупки, совершать денежные переводы и платежи, предоставляя получателям минимальную информацию о себе. Все эти новые и удобные финансовые инструменты, создают не только комфортную пользовательскую среду, но и новые риски, которые нужно учитывать.

Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.

Как показывает анализ обращений с жалобами на нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг, поступающих в органы Роспотребнадзора, их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
  • на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);
  • на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).
Для обеспечения справедливого цифрового финансирования для всех нужен глобальный, совместный и скоординированный подход. Быстро развивающийся и сложный характер цифровых финансовых услуг демонстрирует потребность в инновационных подходах к регулированию, а также в цифровых финансовых услугах и продуктах, в основе которых лежит защита и расширение прав и возможностей потребителей.

Одной из основных задач по развитию отрасли информационных технологий в России является развитие инфраструктуры электронной коммерции, которая определена в Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. №2036-р. В документе отмечено, что развитие цифровой экономики не должно ущемлять интересов граждан. В связи с этим, защита потребителей в сфере электронной коммерции, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, обозначена среди ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. №1837-р.

По материалам сайта http://26.rospotrebnadzor.ru/